Что такое боли роста?

Боли роста – клинически незначимые боли в ногах.

Как часто встречаются боли роста?

У 50% детей боли в ногах отмечаются в любой возрастной период. Боли в ногах обычно возникают в возрасте около 4 лет, однако наиболее распространено данное состояние в возрасте от 6 до 11 лет.

Почему возникают боли роста?

Часто состояние имеет наследственный характер.

Наилучшее объяснение механизма возникновения болей роста — это натяжение мышц и сухожилий при быстром увеличении в длину костей ног.

Днем ребенок активен и информация, которую его мозг получает от натянутых мышц и сухожилий, теряется в потоке информации от множества других событий. Ночью, когда ребенок засыпает, и нет никаких отвлекающих внимание факторов, болевые импульсы, которые идут от натянутых мышц и сухожилий, достигают высших нервных центров и ребенок просыпается от боли. Поэтому данное состояние наблюдается в период наиболее интенсивного роста ребенка и после дней высокой физической активности.

Опасны ли боли роста?

Боли роста могут стать причиной волнения как родителей, так и самого ребенка, особенно когда болевые эпизоды повторяются несколько ночей подряд.

Как проявляются боли роста?

Боли роста никогда не появляются в дневное время.

Вне зависимости от тяжести ночного болевого приступа, если это боли роста, то утром ребенок всегда чувствует себя хорошо/прекрасно.

Чаще всего болят мышцы голеней и бёдер, области коленных суставов. Верхние конечности поражаются редко. У ребёнка также может появляться головная боль или боль в животе.

Ребенок неожиданно просыпается ночью на фоне глубоко сна и жалуется на боли в ноге. Родители сразу понимают, что у ребенка проблема со здоровьем, потому что он просыпается и плачет в постели. Наиболее часто подобные эпизоды происходят через несколько часов после того, как ребенок уснул, однако иногда ребенок может проснуться и глубокой ночью. При типичных проявлениях ребенок показывает, что у него болит колено – спереди или сзади, или болят мышцы прямо над коленом. Обычно боль исчезает через десять или пятнадцать минут на фоне легкого массажа и утром не напоминает о себе. В большинстве случаев при болях роста болят крупные суставы, такие как коленный, а не пальцы рук или пальцы ног. Иногда ребенок может просыпаться от боли в течение нескольких ночей подряд, однако более часто подобные эпизоды случаются время от времени — в течение нескольких недель или нескольких месяцев. Боли роста часто появляются после дней, когда ребенок был особенно физически активен. Они могут исчезнуть на несколько месяцев или лет и затем появиться опять в период особенно быстрого роста.

Как диагностируют боли роста?

Любой ребенок, который испытывает боль утром или в течение дня требует проведения полного медицинского обследования.

Необходимо предполагать другую причину болевого синдрома, если у ребенка есть следующие проявления:

  • продолжительная боль в одной конечности
  • сочетание боли с хромотой и/или нарушением общего состояния
  • симптомы возникают по утрам или в течение дня

При появлении нетипичных признаков необходима консультация педиатра, проведение по крайней мере общего анализа крови и определение уровня СОЭ.

Клинически незначимые боли в ногах (так называемые «боли роста») диагностируют на основании клинических проявлений после исключения артрита. У детей до 4 лет следует предположить другое заболевание. Необходимо оценить психосоциальный фон, особенно при наличии других проявлений (головная боль, боль в животе). Рецидивирующая боль в конечностях без органических причин возникает у детей в период роста.

Основным моментом при оценке болей роста является то, что утром после пробуждения ребенок чувствует себя абсолютно здоровым.

Какие существуют методы лечения и профилактики болей роста?

В большинстве случаев легкого массажа и беседы бывает достаточно для того, чтобы ребенок уснул. Дети с более выраженными болями часто перестают жаловаться после приема обычной дозы или ибупрофена в средней возрастной дозировке. Если ребенок просыпается в течение нескольких ночей подряд, что в этом случае обезболивающее можно дать перед отходом ребенка ко сну. Это уменьшит болевую чувствительность, поэтому ребенок может проспать ночь спокойно. После двух-трех ночей без появления боли надо прекратить давать ребенку лекарство.

Гиперактивный ребенок

Основной причиной истинной гиперактивности являются нарушения в работе центральной нервной системы. Но иногда, чрезмерная возбудимость вызывается скрытыми страхами или эмоциональным потрясением, беспокойством. Иногда дети бывают излишне активны и никак не могут успокоиться, потому что переутомились. Гиперактивностью нередко родители склонны называть и естественное стремление ребёнка к познанию мира, движению, освоению новых пространств и действий. Не помня, какими они были сами, родители ожидают от малыша спокойного и размеренного поведения, беспрекословного подчинения всем требованиям. Нередко приходится сталкиваться и с тем, что основную часть дня ребёнок проводит в ограниченном пространстве, предоставлен сам себе или занят электронными игрушками. Такая малоподвижность, помноженная на постоянную зрительную и эмоциональную стимуляцию от телевизора, компьютера, планшета, перевозбуждает незрелую нервную систему малыша и запускает порочный круг психологических и поведенческих проблем. Проблема гиперактивных детей – это проблема и правильного отношения родителей и всей семьи к воспитанию и развитию маленького человека. Однако под гиперактивностью может скрываться и серьезная неврологическая или психическая болезнь. Поэтому не откладывайте посещение детского невролога, психолога. Они помогут профессионально разобраться в проблеме и подсказать пути её решения.

Тем не менее, необходимо соблюдение следующих рекомендации вне зависимости от причины, вызывающей повышенную активность у ребенка.

Необходимо каждый день проводите с ребёнком занятия, направленные на уровень физического, интеллектуального и эмоционального развития.

Практические рекомендации для родителей:

  • Необходимо придерживаться положительной модели в общении с ребенком, хвалить его, ели он этого заслуживает, подчеркивать его успехи в какой-либо деятельности. Данная установка способствует формированию уверенности ребенка в собственных силах.
  • Старайтесь отвечать утвердительно на его вопросы, чаще говорите «да», необходимо избегать повторений отрицательных слов: «нет», «нельзя».
  • Вы должны говорить сдержанно, интонация должна быть спокойной.
  • Необходимо давать ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, так как гиперактивным детям сложно усидеть на одном месте, родителям нужно чередовать виды занятий: читать книжки и обсуждать их, придумывать и иллюстрировать сказки, рисовать, решать головоломки, задачки на логическое мышление и др.
  • Придерживайтесь дома четкого распорядка дня. Прием пищи, подготовка домашней работы, сон должны соответствовать этому распорядку, поскольку переутомление приводит к снижению самоконтроля и нарастанию двигательной активности. И к концу дня ребёнок может становиться неуправляемым.
  • Ограничьте, а ещё лучше исключите на первое время компьютерные игры, игры в телефоне и других электронных устройствах. Занятия за компьютером при их необходимости для учёбы не должны приходиться на последние 2 часа перед ночным сном. В комнате, где спит или играет ребёнок, не должен быть постоянно включён телевизор. Электронные экраны, даже при их работе в качестве «фона» повседневной жизни, перевозбуждают хрупкую и несформировавшуюся нервную систему ребёнка и особенно вредны для детей младше 3 лет.
  • Старайтесь ограничить ребенка от посещения крупных магазинов, больших и шумных компаний, поскольку это оказывает повышенное стимулирующие воздействие.
  • Необходимо давать ребенку израсходовать избыточную энергию, для этого должна быть ежедневная физическая активность: длительные прогулки и спортивные занятия. Для такого ребенка большую роль играют ежедневные длительные прогулки на свежем воздухе. Подберите ребёнку упражнения по возрасту, каждый день проводите с ним зарядку, ходите в бассейн или на игровую площадку.

Как действует физиотерапевтическое лечение на организм ребёнка

Физиотерапевтическое лечение, или по-другому лечение физическими факторами, основано на принципе единства организма и среды. Это означает, что в физиотерапии мы применяем только те воздействия, на которые организм человека, в частности ребёнка, способен создать направленную ответную реакцию. Направлена эта реакция, должна быть, с одной стороны, на сохранение (или восстановление) физиологического равновесия, с другой стороны —  на создание собственных ресурсов для выздоровления. Какой бы фактор мы не использовали, изначально он будет действовать на заложенные в тканях и органах нервные окончания — рецепторы. Затем уже в организме происходят сложные физико-химические процессы, посредством которых это раздражение передаётся в центральную нервную систему, где и формируется ответная реакция.

Центральная нервная система взрослого человека или ребёнка является очень сложно организованным компьютером, центром управления, которому подчинены органы и системы нашего организма. Нужно знать, что ответом на физический фактор будет двойная реакция организма: нервная и гуморальная. Гуморальная регуляция осуществляется через жидкости тела (кровь, лимфа, тканевая жидкость). В ответ на воздействие тока, света, тепла или холода, магнитных полей, воды, ультразвука и т.д. в организме ребёнка  происходят указанные изменения. Причём  изменения в физическом и/или химическом состоянии тканей будут как специфическими (характерные для ответа организма на данный фактор в данной дозировке), так и неспецифическими (характерные для ответа организма на воздействия многих физических факторов). Неспецифические реакции направлены на восстановление физиологического равновесия в теле и на мобилизацию защитных сил для борьбы с болезнью. А вот на специфические  ответные реакции организма влияет интенсивность применяемого физического фактора, продолжительность его действия, последовательность применения и локализация воздействия. Один и тот же фактор  может оказывать возбуждающее либо угнетающее действие в зависимости от дозировки.

Детский организм отличается от взрослого не только ростом и массой, но и реактивностью ЦНС, гуморальных реакций, клеточным строением органов и тканей. Так, например, организм ребёнка, состоит на 80% из воды, следовательно, его ткани более электропроводны, лучше отвечают на действие токов и могут дать более выраженную реакцию, чем у взрослого. Поэтому к выбору физического фактора, его дозировке,  а так же к сочетанию методик нужно подходить очень грамотно и аккуратно. Такой выбор может осуществить лишь специалист – врач физиотерапевт, специализирующийся в детской практике. Отсюда становится ясно, что никакое самолечение без предварительной консультации этого доктора не может быть оправдано.